Рубрика: Официоз

12.05.2010

FAQ: Памятка авиаторам о правовой основе полетов

В настоящее время все больше граждан РФ интересуется возможностью полета на относительно доступных сверхлегких летательных аппаратах (СЛА), как «фабричного» производства, так и самостоятельной постройки. Эта задача, кроме сопутствующих финансовой и технической составляющих, также имеет и правовой аспект, на который все больше обращают теперь внимание.

Целью настоящей публикации послужила потребность доступно и в кратком виде объяснить основные требования законодательства РФ и процедуры, связанные с их соблюдением, при выполнении полетов в РФ и конкретно Свердловской области.

Здесь собраны пояснения для пилотов и владельцев сверхлегких летательных аппаратов с взлетной массой до 450 кг.

Согласно Воздушному кодексу РФ наши «тряпколеты» относятся к гражданской авиации общего назначения (некоммерческой) и к сверхлегким летательным аппаратам.

Требования законодательства РФ и процедуры, связанные с их соблюдением, можно разбить на 3 основные группы:

1.     Требования к пилотам;

2.     Требования к летной технике;

3.     Требования к выполнению полетов в воздушном пространстве РФ.

Итак,

 

1.     Общие требования

Пилот СЛА (эти требования не относятся к пилотам, летающим на СЛА, собственный вес которых менее 115 кг) должен:

1.1.   быть аттестован и иметь Свидетельство пилота сверхлегкого летательного аппарата с квалификационными отметками по специальностям, выданное ЦКК СЛА ОФ СЛА России или ГСГА Минтранса России. Для обучаемых - курсантов требуется летная книжка с отметками о допуске к полетам по классам СЛА (не типам ЛА, как в пилотском свидетельстве большой авиации), сделанными руководителем обучающей организации, или инструктором;

1.2.   пройти врачебно-летную экспертную комиссию;

1.3.   иметь страховой полис гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам и лицам, находящимся на борту ВС (по количеству посадочных мест);

1.4.   иметь страховой полис жизни и здоровья членов экипажа (по количеству рабочих мест);

Техническое обслуживание сверхлегких летательных аппаратов производится персоналом, имеющим свидетельство авиационного специалиста СЛА с соответствующим допуском, выданное ГСГА Минтранса России или ОФ СЛА России.

 

2.     Получение Свидетельства пилота СЛА (СВС)

Для получения Свидетельства пилота СВС* необходимо пройти определенную процедуру, которую мы опишем ниже (другие подробности при необходимости можно уточнить в ЦКК СЛА ОФ СЛА России (web: http://ofsla.ru/trebovaniya-k-kvalifikatsii-pilotov-sla.html , тел./факс: (495) 491-42-19)).

Процедура получения пилотского свидетельства вкратце заключается в следующем: необходимо пройти обучение по теории, пройти мед.освидетельствование ВЛЭК и получить необходимый налет в часах на интересуемом классе СЛА, затем сдать экзамены и получить необходимые документы.

В Свердловской области существует несколько клубов, которые проводят первоначальное обучение пилотов парапланов, дельтапланов и др. «тряпколетов».

Экзамены же принимает выездная комиссия экспертов «ЭЛИЦ СЛА» на знание материала по «Программе подготовки авиационного персонала на сверхлегких летательных аппаратах 2004г.». Комиссию в наш регион можно вызвать (естественно, платно). Кроме этого, обучение можно пройти в Москве и сдать там же экзамены. Перечень экзаменационных билетов здесь.

Поскольку оплату комиссии выгоднее распределять между несколькими желающими, ОО «ОФ СЛА СО» берет на себя консолидацию желающих и организационные вопросы по вызову комиссии. Ближайший состоявшийся визит комиссии - 21 февраля этого года, будущий планируется на лето 2010г. По вопросам организации сдачи экзаменов в ближайший визит комиссии обращаться к С.В.Макарову (тел. (343) 3848440, доб. 2, e-mail: ofslaso-is@open-sky.su , сайт www.open-sky.su).

Формальные основы описанной процедуры из законодательства РФ:

1.     Требования к летному опыту и знаниям пилота СЛА изложены в Программе подготовки авиационного персонала на сверхлегких летательных аппаратах - 2004.

2.    ФАП "Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полетов ГА" (В ред. приказа № 147 Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147).

Организации: ЦКК СЛА ОФ СЛА России (web: http://ofsla.ru/trebovaniya-k-kvalifikatsii-pilotov-sla.html , тел./факс: (495) 491-42-19))

Приложения: Список экзам. билетов, Анкета кандидата в пилоты.

* - для получения свидетельства пилота-любителя придется обратиться в один из аккредитованных авиационных учебных центров (АУЦ) и пройти там программу обучения, далее - аналогично описанному выше.

 

3.     Требования к летной технике

Виды сверхлегких воздушных судов, которых могут касаться вопросы, описанные в этом разделе ниже (т.е. с массой конструкции без средств спасения более 115 кг): дельталет, микросамолет, вертолет, автожир.

Летательный аппарат необходимо зарегистрировать в гос.реестре воздушных судов (а предварительно зарегистрировать право собственности на него, как это сделать описано здесь) и получить сертификат летной годности.

Регистрация производится в местном органе Росавиации (тел.: (343) 260-7032, 220-25-78, адрес: 620089, г. Екатеринбург, ул. Белинского д. 256, 2 этаж, http://www.favt.ru/oa/to/ ).

Для регистрации самодельного СВС нужно:
1. Заполнить заявления (на регистрацию права собственности и регистрацию в гос. реестре), в заявлении указать, что ВС самостоятельной постройки.
2. Завести формуляр на ВС и двигатель.
3. Оплатить две госпошлины (2000 руб и 1000 руб).
4. Написать самому справку о базировании Вашего ВС.

Государственная регистрация СВС приводит к необходимости уплаты транспортного налога (сумма зависит от мощности двигателя).

Ежегодная сертификация и продление сертификата летной годности производится той же комиссией ЦКК СЛА ОФ СЛА России (см.выше).

Формальные основы описанной процедуры из законодательства РФ:

1.     Требования к летной технике изложены в документах ОФ СЛА России (нормы летной годности дельтапланов - "Временные технические требования к дельтапланам" (ВТТД-80-84), нормы летной годности парапланов (НЛГП-95), нормы летной годности моторных СЛА - ВТТ МДП-87).

2.     Инструкция по проведению работ по оценке соответствия единичных экземпляров сверхлегких  воздушных судов (ЕЭ СВС)  №5.9-179ГА от 21.04.2005

3.     ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», Пр МТ РФ 17 .04. 2003 г. №118 (далее ФАП ЕЭ ВС АОН),

4.     «Технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения», утвержденными распоряжением  Минтранса России от 15  мая 2003 г. №НА-119р  (далее ТТ ЕЭ ВС АОН).

5. Новый порядок регистрации СВС (вступил в действие с  6 января 2012 г.)

Приложения: образец заявки на регистрацию, формуляр на ВС, РТЭ и ТО ВС, РЛЭ ВС.

 

4.     Требования к выполнению полетов в воздушном пространстве РФ

Настоящее законодательство разделяет воздушное пространство на классы, В классе А (высота от 8 км) летает только большая авиация, СЛА туда не забираются, потому оно нам не интересно. В классе С разрешается выполнять полеты только по заявке (необходимо описать и согласовать зону  или маршрут выполнения полетов) в гос.орган по управлению воздушным движением (ЗЦ ЕС ОрВД, см.ниже). А вот в классе G разрешается выполнять полеты по уведомительной системе (т.е. запрашивать разрешение не требуется, а уведомление подавать не обязательно).

Мы находимся в Уральской зоне ВП (Свердловская, Челябинская, Тюменская обл., Пермский край, Удмуртия).

Часть воздушных зон около Екатеринбурга уже описана и для полетов в них рекомендуется согласование с организацией, выполняющей в ней полеты (напр., полеты в зонах Верх-Исетского пруда, оз. Шарташ, пос.Калиновка д.б. согласованы с АСК «Игры ветра», рук-ль Екимов К.Б.). Информацию об уже зарегистрированных зонах полетов СЛА можно получить в ЗЦ ЕС ОрВД.

Руководящий орган: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», филиал в г.Екатеринбурге «Аэронавигация Урала», Екатеринбургский зональный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, 620219, г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 60, тел. (343) 3757358, факс (343) 3756868.

Контактное лицо: Заместитель директора филиала по производству, начальник ЗЦ Левченко Сергей Николаевич.

Формальные основы описанной процедуры из законодательства РФ:

1.     ФАП Правила выполнения полетов ПР МТ №136/42/51 от 31.03.2002,

2.     Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138. Вступили в силу с 01.11.2010 (.zip, 22 кб)

3.     Приказ Минтранс №168 от  30.11.2001 (составление заявок)

Приложения: Образец инструкции, образец подачи заявки.

 

4.     Мед. освидетельствование ВЛЭК

Заключение ВЛЭК, согласно Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (Приказ № 50 Минтранса РФ от 22.04.2002, гл.3, п.3.14., графа 3. Требования к состоянию здоровья пилотов СЛА), где пилоты СЛА приравнены к пилотам АОН, обязательно для начала выполнения самостоятельных полётов во время летного обучения, для получения Свидетельства пилота, а также часто требуется для участия в соревнованиях.

Медицинское и психологическое первичное освидетельствование кандидатов проводится в форме прохождения комиссий для определения годности по состоянию здоровья и психологической устойчивости к летному обучению: врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК); психологическое обследование (ПО).

К медицинскому освидетельствованию допускаются лица, годные по состоянию здоровья к военной службе в Вооруженных силах.

Психологическое обследование проводится в соответствии с «Руководством по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава ГА (Распоряжение Минтранса РФ от 31 октября 2000 г. № 57-р).

Кандидаты имеют право на прохождение ВЛЭК в любой (по своему выбору), аккредитованной врачебно-летной экспертной комиссии (напр., г.Тюмень, г.Пермь, г.Екатеринбург).

Перечень

необходимой документации и объем обследования для освидетельствования во ВЛЭК лиц, поступающих в учебные заведения ГА (или первоначально проходящие ВЛЭК), согласно ФАП МО ГА - 2002г.

1.     Паспорт с регистрацией по месту жительства.

2.     Военный билет (приписное свидетельство).

3.     Выписка из амбулаторной карты от участкового терапевта (по месту жительства) о заболеваемости и обращаемости.

4.     Справка из психоневрологического диспансера по месту жительства.

5.     Справка из наркологического диспансера по месту жительства.

6.     Флюорография органов грудной клетки со снимком и описанием.

7.     R- снимок придаточных пазух носа со снимком и описанием.

8.     Общий анализ крови.

9.     Общий анализ мочи.

10.   Биохимический анализ крови (для лиц старше 40 лет).

11.   Сахар крови натощак.

12.   Прочие лабораторные обследования проводятся по мед. показаниям.

13.   ЭКГ с 20 приседаниями.

14.   ЭЭГ - по необходимости.

15.   Психологическое обследование - по необходимости.

16.   Анализ крови на RW и ВИЧ, Hbs Ag.

17.   Справка о группе крови.

18.   Осмотр специалистов ВЛЭК: терапевт, невролог, хирург, отоларинголог, офтальмолог.

19.   Фотографии 3х4 - 3 шт.

 

Примечания: 

1.     Все заключения (справки) должны иметь треугольную печать лечебного учреждения и подпись врача.

2.     Бывшим пилотам иметь при себе медицинскую книжку пилота (по возможности).

3.     Лицам старше 40 лет - при необходимости ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, УЗИ щитовидной железы, RRS.

 

Прохождение ВЛЭК является платной процедурой и занимает время не более 2-х суток. Её стоимость зависит от объёма исследований, лётного опыта и возраста исследуемого и составляет в пределах от 2800 до 5000 рублей. Срок действия анализов полученных по месту жительства составляет - 1 месяц. Заключение ВЛЭК выдаётся на срок 2 года с полугодовым подтверждением состояния здоровья у авиационного врача.

Реестр авиационных лечебных учреждений и ВЛЭК в России по состоянию на 11.03.2009г.

 

5.     Авиационное страхование

Согласно Воздушному кодексу (Статьи 131-135):

Ст.131. Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами:
1. Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна.

Ст.132. Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна:
1. Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным.
2. Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.

Ст.133. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (в ред. Федерального закона № 331-ФЗ от 04 декабря 2007 года «О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации»), устанавливаются минимальные размеры страховых сумм, в пределах которых страховщик обязуется возместить пассажиру воздушного судна причинённый вред, в отношении:

- жизни пассажира - не менее 2.025.000 рублей на каждого пассажира;
- здоровья пассажира - не менее 2.000.000 рублей на каждого пассажира ибагажа - не менее 600 рублей за каждый килограмм веса багажа;
- вещей при пассажире - не менее 11.000 рублей на каждого пассажира.

Страхование гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам и лицам, находящимся на борту ВС, а также жизни и здоровья членов экипажа осуществляют страховые компании (в основном входящие в Российскую ассоциацию авиационных и космических страховщиков): 

 ЗАО 'ГУТА-Страхование' ООО 'Страховая Компания 'Согласие', СК «Экспрессгарант»,  и др.

Еще о страховании можно почитать здесь.

 

Когда заглядываешь во все эти документы в первый раз, может показаться, что выполнить все невозможно - однако, в действительности, все (или почти все) выполнить реально. Обращайтесь в ОО «ОФ СЛА СО» (e-mail: ofslaso@open-sky.su, тел. (343) 3848440), и совместными усилиями мы решим вопросы обеспечения безопасности и законности ваших полетов.

 

P.S.: В силу постоянного процесса изменения законов, возможно, некоторые инструкции или их отдельные положения устарели. Будем благодарны за внесенные исправления и замечания.

 

P.P.S.: Большинство упомянутых в настоящей памятке документов находятся в разделе "Литература/Официальные документы" нашего сайта.

 

(с) ОО «ОФ СЛА СО», 12.05.2010, крайнее обновление от 09.02.2012.

Просмотров: всего 19735, сегодня 8

Обсуждения

05.09.2013

Резервы для совершенствования поршневых двигателей

Публикуем "без купюр" статью о разработке новой конструкции мотора от самодеятельного конструктора

Просмотров: всего 10986, сегодня 6

читать

23.04.2013

Полеты местного значения

2013 год стал переломным для «малой» авиации: 1 апреля стартовал пилотный проект по развитию региональных авиаперевозок

Просмотров: всего 8734, сегодня 2

читать

20.04.2013

Постановление №1212: оценка игроков рынка

В начале 2012 года в силу вступило постановление правительства РФ №1212. На сегодняшний день это один из наиболее эффективных государственных инструментов поддержки региональной авиации

Просмотров: всего 8609, сегодня 2

читать

08.09.2012

На крыло: частная авиация стала ближе россиянам

Каждый день в небо поднимаются сотни легких спортивных самолетов и вертолетов. Вечное стремление человека отрастить крылья помогает преодолевать исторические, экономические и бюрократические барьеры.

Просмотров: всего 8916, сегодня 6

читать

21.08.2012

Авиация не для "чайников"

Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал "Российской газете" о том, появятся ли в наших городах воздушные такси, на какие самолеты должен делать ставку авиапром и стоит ли приглашать на работу в Россию иностранных пилотов

Просмотров: всего 11201, сегодня 3

читать

03.08.2012

"Парк летательных аппаратов ДОСААФ необходимо обновить в течение пяти лет"

Это означает необходимость поставки более 1 тыс. бортов

Просмотров: всего 10190, сегодня 3

читать

Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача

04.07.2012

"Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача"

О проблемах и перспективах авиационных видов спорта в России

Просмотров: всего 10671, сегодня 6

читать

Заход без тяги с разворотом на 180

25.06.2012

Заход без тяги с разворотом на 180

Полезный элемент программы обучения пилотов СВС

Просмотров: всего 10992, сегодня 1

читать

Обложка

18.06.2012

Вышел в свет учебник "Воздушное право"

По мнению эксперта, воздушное законодательство России отстало от передовых законодательств США, Канады, Европы, Китая, Австралии, Сингапура и других стран на 30-40 лет

Просмотров: всего 10146, сегодня 5

читать

06.04.2012

В глубоком штопоре

Информагентство "Нева24" со ссылкой на блогера Рустема Адагамова сообщает, что самолеты в России падают из-за экономии и разгильдяйства

Просмотров: всего 8327, сегодня 0

читать

04.04.2012

Большие ошибки в полете на больших углах атаки

Статья С.А.Микояна о приемах пилотирования при сваливании самолета в штопор - важно помнить всем пилотам

Просмотров: всего 11837, сегодня 3

читать

29.09.2011

Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)

Cтатья "Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)", подготовленная НП "Безопасность полетов" представляет определенный интерес для пилотов АОН

Просмотров: всего 12890, сегодня 11

читать

04.08.2011

Чудо случилось: Аэрокосмический факультет ЮУрГУ начнет готовить пилотов ГА

Теперь Альма-матер уральских любителей авиации будет давать второе образование к инженерному: учить пилотированию

Просмотров: всего 17862, сегодня 6

читать

04.08.2011

Авиабум в Татарстане: число пилотов-новичков выросло в разы

Число желающих сесть за штурвал собственного самолета растет в геометрической прогрессии. Растут и цены – обучение пилота стоит уже 350 тысяч рублей

Просмотров: всего 10044, сегодня 4

читать

29.07.2011

Большие надежды малой авиации

Дать новый импульс развитию транспортной системы страны может малая авиация. Небольшие самолеты, вертолеты, гидросамолеты позволят сделать доступнее заповедные уголки природы. Насколько реален такой проект на Севере?

Просмотров: всего 12557, сегодня 2

читать

04.07.2011

Российские летчики: безответственные лихачи или уникальные асы?

Говорят, что в России "жесткость законов и правил компенсируется необязательностью их исполнения"

Просмотров: всего 8289, сегодня 2

читать

27.06.2011

Маленькие обитатели большого неба

Аэродром «Большое Грызлово» в городе Пущино возник случайно. Как-то вертолетчик Сергей Клименов летел и увидел с небес внизу заброшенную взлетную полосу.

 

Просмотров: всего 10326, сегодня 3

читать

27.06.2011

Стандарты полные разнообразия

Россиянину будет и отрадно и удивительно узнать, что в организации полетов в США царит либерализм, близкий к анархии

Просмотров: всего 10131, сегодня 3

читать

А.И. Касьянов - Руководитель Ространснадзора

02.05.2011

Итоги работы Ространснадзора в 2010 году

Выдержки из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Ивановича Касьянова на расширенной коллегии Ространснадзора, 1 марта 2011г. в сфере гражданской авиации

Просмотров: всего 9865, сегодня 4

читать

17.01.2011

Летная невменяемость

Почему трагические ошибки в небе ничему не учат?
Непринятие решения об уходе на второй круг или запасной аэродром при посадке в сложных условиях остается самой распространенной ошибкой экипажа в летных происшествиях. Решение в небе должно базироваться на осознании смертельной опасности, а не боязни потерять премию или порицания начальства

Просмотров: всего 9181, сегодня 4

читать

Страницы: [1][2][3][4]