Рубрика: Безопасность полетов и ЛП

17.06.2010

Самолету не хватило высоты

Самолету не хватило высоты

Выполнив странный вираж, на низкой скорости спортивный самолет Як-52 неожиданно вошел в штопор и рухнул на землю на принадлежащем Амурскому РОСТО ДОСААФ аэродроме села Тамбовка. Трагедия вызвала полное недоумение. Оба пилота были опытными летчиками и инструкторами, показавшими многим другим дорогу в небо.
Что это был за странный вираж и могла ли причиной трагедии стать изношенность самолета (такие слухи витают в воздухе), попыталась выяснить корреспондент АП.

По-мужски сдержанная улыбка, добрый взгляд — таким Сергея Коткова запомнили все, кто пришел во вторник в Дом офицеров Российской армии проводить в последний путь заместителя начальника Благовещенского аэроклуба. Тело второго летчика-аса — инструктора из Москвы Александра Короленко, командировка которого закончилась так трагично, отправили самолетом в столицу.

Плоский штопор

Сергей Котков долгое время возглавлял аэроклуб, пользовался огромным авторитетом и подготовил не один десяток пилотов-любителей. Прилетевший из Москвы Александр Короленко — пилот-инструктор ВВС, мастер спорта по пилотажу. По словам сослуживцев, он чувствовал самолет как часть себя, как свое продолжение. В тот день он находился за штурвалом, а роль командира корабля выполнял Сергей Котков. Не важно, какой чин занимает проверяемый (будь он хоть генерал), пояснили люди знающие, ответственным за полет и командиром корабля является проверяемый.

— Есть правило, которое в военной авиации и ДОСААФ соблюдается неукоснительно: любой новый летчик, какой бы заслуженный он ни был, на новом, незнакомом ему аэродроме должен обязательно пройти практическую проверку техники пилотирования. Это и было целью данного совместного полета, — рассказал нам Роман Редозубов.

Он 10 лет отлетал со штурманом Котковым в одном экипаже. Потом их пути разошлись, но через несколько лет судьба опять свела военных летчиков в Благовещенском аэроклубе.

— Инструктора педантичнее и требовательнее Сергея я не встречал, — с горечью говорит бывший сослуживец. — Конечно, я не знаю всех деталей, но мое мнение: им просто не хватило высоты. Потому что Як-52 — это самолет, который на малых скоростях ведет себя именно так: уходит в плоский штопор.

— Очевидно, не были учтены погодные условия, — высказывают предположения другие авиаторы. — Стояла жара, плотности воздуха практически никакой. И к тому же, когда сильно жарко, моторика нарушается, теряется чувство контроля.

Все это как-то не вяжется с тем, что говорят о Сергее Коткове его друзья.

— Реакция у него была молниеносная. Помню, мы вместе сдавали самолет в Спасске-Дальнем, — припомнил случай из жизни авиатехник Николай Гаврилов. — Едем назад, и вдруг на машине переднее колесо взорвалось. Так он моментально среагировал. Сергей был не только отличным пилотом, но и отличным водителем.

Без шансов на спасение

В тот день пилоты отрабатывали сложное спортивно-тренировочное упражнение — отказ двигателя на малой высоте, то есть на высоте круга, а это 300 метров над землей.

— Выполняя это упражнение, двигатель совсем не выключают. Летчики в таком случае говорят: «Прибрать обороты», — разъяснил нам тонкости авиатренинга ведущий инженер технического отдела авиакомпании «Амурские авиалинии» Анатолий Чернышов. — Пилоты просто ставят двигатель на малый газ. Но тяги нет, поэтому эволюция полета может быть непредсказуемая.

В данном случае, по словам опытного авиаинженера, так и получилось. Самолет «свалился» в скольжение и ударился крылом о землю. Крыло отлетело. Сначала показалось, что это просто жесткое падение. Но Як-52, как мячик, вдруг отскочил от земли и упал в шести метрах от места первого удара, зарываясь в грунт уже двигателем, кабиной. Через некоторое время, когда топливо попало на горячие части, вспыхнул пожар. Даже если предположить невероятное, что летчики были еще живы при первом ударе, огонь не оставил им никаких шансов на спасение.

— Мне приходилось видеть, как всего за 5—6 минут лайнер сгорает почти дотла, — пояснил Анатолий Михайлович.— Самолет ведь состоит из легких сплавов — алюминиевых, магниевых. Алюминий плавится уже при 660 градусах, а при 1000 градусах он просто горит, при этом выделяя тепло. Реакция экзотермическая! Хоть какие меры принимай, не успеешь помочь.

Самолет был новый

Опытные пилоты возмущены обывательскими слухами о том, что, мол, технический парк в аэроклубе — сплошь «дрова». И самолет, на котором выполняли спортивно-тренировочный полет летчики-асы, нельзя было эксплуатировать из-за его изношенности.

— Только дилетанты могут так говорить. Ни один самолет не поднимается в воздух без проверки, — утверждает опытный пилот Наиль Галиев. — Те самолеты, которые много лет стоят на консервации, не могут быть допущены к полетам.

Такое же мнение высказал и Анатолий Чернышов. Он знаком с Сергеем Котковым еще с начала девяностых. Они долгие годы работали в тандеме. Сергей Александрович был организатором и 4 года возглавлял Амурский региональный центр ФЛА (федерации любителей авиации), потом его преобразовали в ивановский АТСК РОСТО. А с 2002 по 2009-й руководил Благовещенским авиационно-спортивным клубом в селе Тамбовка. И все эти годы Анатолий Чернышов был его бессменным заместителем по инженерно-авиационной службе. Он реально знает техническое состояние каждого борта на тамбовском аэродроме.

— Это был изначально самолет первой категории. Один из двух Як-52, которые в свое время поступили к нам в область из Румынии. Они были совершенно новые, не проходили ни одного капитального ремонта, — утверждает авиаинженер. — Хорошее состояние самолета позволяло выполнять на нем полеты. Я считаю, что в данном случае сыграл роль личностный фактор.

Спортивный Як-52 находился в воздухе всего 11 минут — еще меньше времени хватило, чтобы огонь уничтожил борт почти дотла. По факту крушения самолета и гибели пилотов возбуждено уголовное дело. Рассматриваются две причины — ошибка в пилотировании и техническая неисправность самолета. Мы выслушали разные версии, но они на уровне предположений. Все точки над «i» расставит амурский следственный отдел Восточно-Сибирского транспортного управления. В область также прибыла комиссия по линии центрального совета ДОСААФ, в составе которой специалисты из Москвы и Хабаровска.

 

Источник: Амурская правда

Просмотров: всего 8041, сегодня 2

Обсуждения

05.09.2013

Резервы для совершенствования поршневых двигателей

Публикуем "без купюр" статью о разработке новой конструкции мотора от самодеятельного конструктора

Просмотров: всего 11260, сегодня 0

читать

23.04.2013

Полеты местного значения

2013 год стал переломным для «малой» авиации: 1 апреля стартовал пилотный проект по развитию региональных авиаперевозок

Просмотров: всего 8942, сегодня 0

читать

20.04.2013

Постановление №1212: оценка игроков рынка

В начале 2012 года в силу вступило постановление правительства РФ №1212. На сегодняшний день это один из наиболее эффективных государственных инструментов поддержки региональной авиации

Просмотров: всего 8875, сегодня 1

читать

08.09.2012

На крыло: частная авиация стала ближе россиянам

Каждый день в небо поднимаются сотни легких спортивных самолетов и вертолетов. Вечное стремление человека отрастить крылья помогает преодолевать исторические, экономические и бюрократические барьеры.

Просмотров: всего 9140, сегодня 0

читать

21.08.2012

Авиация не для "чайников"

Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал "Российской газете" о том, появятся ли в наших городах воздушные такси, на какие самолеты должен делать ставку авиапром и стоит ли приглашать на работу в Россию иностранных пилотов

Просмотров: всего 11449, сегодня 1

читать

03.08.2012

"Парк летательных аппаратов ДОСААФ необходимо обновить в течение пяти лет"

Это означает необходимость поставки более 1 тыс. бортов

Просмотров: всего 10401, сегодня 1

читать

Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача

04.07.2012

"Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача"

О проблемах и перспективах авиационных видов спорта в России

Просмотров: всего 10943, сегодня 0

читать

Заход без тяги с разворотом на 180

25.06.2012

Заход без тяги с разворотом на 180

Полезный элемент программы обучения пилотов СВС

Просмотров: всего 11232, сегодня 0

читать

Обложка

18.06.2012

Вышел в свет учебник "Воздушное право"

По мнению эксперта, воздушное законодательство России отстало от передовых законодательств США, Канады, Европы, Китая, Австралии, Сингапура и других стран на 30-40 лет

Просмотров: всего 10403, сегодня 4

читать

06.04.2012

В глубоком штопоре

Информагентство "Нева24" со ссылкой на блогера Рустема Адагамова сообщает, что самолеты в России падают из-за экономии и разгильдяйства

Просмотров: всего 8511, сегодня 2

читать

04.04.2012

Большие ошибки в полете на больших углах атаки

Статья С.А.Микояна о приемах пилотирования при сваливании самолета в штопор - важно помнить всем пилотам

Просмотров: всего 12060, сегодня 1

читать

29.09.2011

Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)

Cтатья "Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)", подготовленная НП "Безопасность полетов" представляет определенный интерес для пилотов АОН

Просмотров: всего 13240, сегодня 1

читать

04.08.2011

Чудо случилось: Аэрокосмический факультет ЮУрГУ начнет готовить пилотов ГА

Теперь Альма-матер уральских любителей авиации будет давать второе образование к инженерному: учить пилотированию

Просмотров: всего 18136, сегодня 1

читать

04.08.2011

Авиабум в Татарстане: число пилотов-новичков выросло в разы

Число желающих сесть за штурвал собственного самолета растет в геометрической прогрессии. Растут и цены – обучение пилота стоит уже 350 тысяч рублей

Просмотров: всего 10303, сегодня 1

читать

29.07.2011

Большие надежды малой авиации

Дать новый импульс развитию транспортной системы страны может малая авиация. Небольшие самолеты, вертолеты, гидросамолеты позволят сделать доступнее заповедные уголки природы. Насколько реален такой проект на Севере?

Просмотров: всего 12776, сегодня 0

читать

04.07.2011

Российские летчики: безответственные лихачи или уникальные асы?

Говорят, что в России "жесткость законов и правил компенсируется необязательностью их исполнения"

Просмотров: всего 8446, сегодня 0

читать

27.06.2011

Маленькие обитатели большого неба

Аэродром «Большое Грызлово» в городе Пущино возник случайно. Как-то вертолетчик Сергей Клименов летел и увидел с небес внизу заброшенную взлетную полосу.

 

Просмотров: всего 10592, сегодня 3

читать

27.06.2011

Стандарты полные разнообразия

Россиянину будет и отрадно и удивительно узнать, что в организации полетов в США царит либерализм, близкий к анархии

Просмотров: всего 10313, сегодня 0

читать

А.И. Касьянов - Руководитель Ространснадзора

02.05.2011

Итоги работы Ространснадзора в 2010 году

Выдержки из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Ивановича Касьянова на расширенной коллегии Ространснадзора, 1 марта 2011г. в сфере гражданской авиации

Просмотров: всего 10043, сегодня 0

читать

17.01.2011

Летная невменяемость

Почему трагические ошибки в небе ничему не учат?
Непринятие решения об уходе на второй круг или запасной аэродром при посадке в сложных условиях остается самой распространенной ошибкой экипажа в летных происшествиях. Решение в небе должно базироваться на осознании смертельной опасности, а не боязни потерять премию или порицания начальства

Просмотров: всего 9363, сегодня 1

читать

Страницы: [1][2][3][4]